ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МИНСКОГО БЕЛОРУССКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА В 1920-е гг. СКВОЗЬ ПРИЗМУ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВЕТСКОЙ БЕЛАРУСИ

Автор(и)

  • Oleg Kazak кандидат исторических наук, преподаватель Минского городского педагогического колледжа, г. Минск, Belarus

DOI:

https://doi.org/10.24144/2523-4498.2(41).2019.185157

Ключові слова:

Минский Белорусский педагогический техникум, национально-культурное развитие, белорусизация, образование.

Анотація

В статье рассматривается малоизученная в белорусской историографии проблема подготовки педагогических кадров среднего звена в Минске в 1920-е гг. Проанализированы впервые введенные в научный оборот материалы Национального архива Республики Беларусь, мемуарная литература. Цель статьи – выявление на основе впервые введенных в научный оборот документов сущностных характеристик деятельности Минского Белорусского педагогического техникума в контексте общественно-политической, социально-экономической, национально-культурной жизни БССР 1920-х гг. В работе были использованы следующие методы: историко-генетический (рассмотрены особенности функционирования техникума на различных этапах его становления и развития), историко-системный (учреждение образования рассматривается как сложная система, на функционирование различных элементов которой оказывали влияние экономическая и национально-культурная политика Советской Беларуси), метод контент-анализа (были отмечены наиболее часто встречавшиеся в документах смысловые конструкции, а затем произведена интерпретация результатов). Отмечается особая роль Минского Белорусского педагогического техникума в деле подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных работодателями республики, а также место учебного заведения в культурных и литературных процессах исследуемого периода. Подчеркивается, что, несмотря на сложности финансового и организационного характера, Минский Белорусский педагогический техникум был одним из ведущих гуманитарных учебных заведений своего времени. Учебное заведение являлось важным звеном в проведении государственной политики белорусизации. Изменение национального курса советских властей в конце 1920-х – 1930-е гг. отразилось на деятельности средних специальных педагогических учебных заведений Минска. Были ликвидированы многие положительные достижения белорусской культуры.

Посилання

Belorusskij gosudarstvennyj arhiv-muzej literatury i iskusstva (BGAMLiI) [Belarusian State Archive-Museum of Literature and Art – BSAMLA], f. 140, op. 2, d. 114, l. 1–13 (in Belarusian).

BGAMLiI [BSAMLA], f. 225, op. 1, d. 7, l. 1–2 ob. (in Belarusian).

BGAMLiI [BSAMLA], f. 569, op. 1, d. 7, l. 1–92 (in Belarusian).

BGAMLiI [BSAMLA], f. 569, op. 1, d. 7, l. 93–94 (in Belarusian).

Guzhalouski, A. A., 2017, Seksual’naja revaljucyja u Savjeckaj Bjelarusi: 1917–1929 gg. [Sexual revolution in Soviet Belarus], Minsk, 258 s. (in Belarusian).

Zhylunovich, Z., 1930. Nacyjanal-demakraty za «pracaj» [National Democrats at work], Asvjeta, № 12, s. 26–82 (in Belarusian).

Zapartyka, G., 2011 Asabisty arhiuny fond Antona Adamovicha u Bjelaruskim dzjarzhaunym arhivje-muzjei litaratury i mastactva [The personal archive fund of Anton Adamovich in the Belarusian State Archive-Museum of Literature and Art], Pra chas «Uzvyshsha»: materyjaly Uzvyshauskih chytannjau (2008–2010), Minsk, s. 194–201 (in Belarusian).

Kaspjarovich, A. M., Kaspjarovich, N. U, 2009. Razviccjo sjarednjaj spjecyjal’naj pjedagagichnaj adukacyi u Savjeckaj Bjelarusi u 20-h gg. XX stagoddzja [The development of secondary specialized teacher education in Soviet Belarus in the 20s of the XX century], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka: istorija i sovremennost', Minsk, s. 35–36 (in Belarusian).

Korol', A. D., 2019, Intellektual'naja jelita Belarusi. Osnovopolozhniki belorusskoj nauki i vysshego obrazovanija (1919–1961) [The intellectual elite of Belarus. The Founders of Belarusian science and higher education (1919–1961)], Minsk, 335 s. (in Russian).

Luzhanin, M., 1982, Sustrechy [Gatherings], Minsk, 109 s. (in Belarusian).

Marakou, L., 2004, Represavanyja litaratary, navukowcy, rabotniki asvjety, gramadskija i kul’turnyja dzjejachy Bjelarusi. 1794–1991: Encyklapjedychny davjednik [Repressed literary men, scientists, educators and cultural figures of Belarus. 1794–1991: Encyclopedic Reference], t. 3, kn. 1, Minsk, 534 s. (in Belarusian).

Nacional'nyj arhiv Respubliki Belarus' (NARB) [National Archives of the Republic of Belarus – NARB], f. 4p, op. 1, d. 3521, l. 32–50 (in Belarusian).

NARB, f. 4p, op. 1, d. 3521, l. 319–323 (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1200, l. 6–22 (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1204, l 27–29 ob. (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1430, l. 14–20 (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1430, l. 22 – 23 (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1430, l. 62–62 ob. (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d 1430, l. 64–83 (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1430, l. 126–126 ob. (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1430, l. 154–154 ob. (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1430, l. 160–172 (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1449, l. 2–4 ob. (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1684, l. 388–389 ob. (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1888, l. 37–40 (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1888, l. 113–117 ob. (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1888, l. 232 (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1888, l. 234 (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1908, l. 4–5 об. (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 3, d. 360, l. 6–8 (in Belarusian).

Rezaljucyja ab agul’nym stanovishchy i mjetadah arganizacyi pjedagagichnaj asvjety [Resolution on the general situation and methods of the organizing teacher education], 1929, Asvjeta, № 1, s. 81–84 (in Belarusian).

Rezaljucyja pa dakladu ab sistemje pjedpraktykumu w pjedtehnikumje [Resolution on the report on the system of pedagogical practice in the pedagogical college], 1929, Asvjeta, № 1, s. 78–80 (in Belarusian).

Sjan’kjevich, G.R., 1993. NarodnaJa adukacyja i pjedagagichnaja navuka u Bjelarusi (1917–1945 gg.) [Public education and pedagogical science in Belarus (1917–1945)], Minsk, 495 s. (in Belarusian).

##submission.downloads##

Як цитувати

Kazak, O. (2019). ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МИНСКОГО БЕЛОРУССКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА В 1920-е гг. СКВОЗЬ ПРИЗМУ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВЕТСКОЙ БЕЛАРУСИ. Науковий вісник Ужгородського університету. Серія: Історія, (2 (41), 108–116. https://doi.org/10.24144/2523-4498.2(41).2019.185157

Номер

Розділ

Всесвітня історія