СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОЛОЖВАРСКОГО/КЛУЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (1840 – 1940-Е ГГ.) СКВОЗЬ ПРИЗМУ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА В ТРАНСИЛЬВАНИИ
DOI:
https://doi.org/10.24144/2523-4498.1(42).2020.202197Ключові слова:
Трансильвания, венгры, румыны, национальный вопрос, образование, университет.Анотація
В статье рассматриваются сущностные аспекты функционирования университета в Коложваре/Клуже (1840-е – 1940-е гг.) сквозь призму ситуации в Трансильвании – регионе со сложным узлом политических и межнациональных противоречий, которые не исчерпали своей остроты и сегодня. Источниковую базу статьи составили исследования современных румынских и венгерских историков, что позволяет избежать тенденциозной трактовки анализируемых событий. Цель данной статьи заключается в том, чтобы проследить основную направленность деятельности венгерских и румынских общественно-политических деятелей и институтов в ходе оформления и функционирования университета в Коложваре/Клуже в контексте общественно-политической и национально-культурной жизни Трансильвании в 1840-х – 1940-х гг. В работе были использованы следующие методы: историко-генетический (рассмотрены особенности функционирования университета в Коложваре/Клуже в различные исторические периоды), историко-системный (учреждение образования рассматривается как сложная система, на функционирование различных элементов которой оказывали влияние национально-культурная политика монархии Габсбургов и межвоенной Румынии, взаимоотношения между венграми и румынами в этноконтактном регионе – Трансильвании), метод контент-анализа (были отмечены наиболее часто встречавшиеся в документах (законодательных актах, программных документах революции 1848 г. и др.) смысловые конструкции, а затем произведена интерпретация результатов). На основании проанализированных материалов делается вывод о том, что в рассматриваемый период университетский вопрос в Трансильвании был тесным образом связан с тем, какая национальная элита занимала главенствующее положение в регионе, имея тем самым возможность определять контуры образовательной политики в сфере высшего образования. В ситуации, когда Трансильвания находилась под прямым управлением венгерской части дуалистического австро-венгерского государства, создание и функционирование университета в Коложваре было обусловлено необходимостью символически связать между собой венгерские земли в рамках одного королевства, тогда как присоединение в 1918 г. Трансильвании к Королевству Румыния повлекло за собой необходимость трансформации венгерского университета в румынский, чтобы утвердить новый порядок, создав для этого соответствующие структуры.
Посилання
Bíró, S., 1992, The Nationalities Problem in Transylvania, 1867 – 1940: A Social History of the Romanian Minority under Hungarian Rule, 1867 – 1918, and of the Hungarian Minority under Romanian Rule, 1918 – 1940, Boulder: Social Science Monographs, 744 p. (in English).
Boia, L., 2018, De la Dacia antică la Marea Unire, de la Marea Unire la România de azi, București: Humanitas, 104 p.
Brubaker, R., Feischmidt, M., Fox, J., Grancea, L., 2010, Politică naţionalistă şi etnicitate cotidiană într-un oraş transilvănean, Cluj-Napoca: Editura Institutului pentru studierea Problemelor minorităpților naționale: Kriterion, 465 p. (in Romanian).
Gellner, E., 1983, Nations and Nationalism, Ithaca – London: Cornell University Press, 150 p. (in English).
Jelavich, B, 1989, History of the Balkans, Vol. 2: Twentieth Century, Cambridge: Cambridge University Press, 460 p. (in English).
Lendvai, P., 2013, Ungurii. Timp de un mileniu învingători în înfrângeri, București: Humanitas, 568 p. (in Romanian).
Livezeanu, I., 1995, Cultural Politics in Greater Romania: Regionalism, Nation Building, and Ethnic Struggle, 1918 – 1930, Ithaca – London: Cornell University Press, 340 p. (in English).
Nastasă, L., 2003, University Education and Culture in Kolozsvár/Cluj, The University of Kolozsvár/Cluj and the Students of the Medical Faculty (1872 – 1918), Budapest – Cluj-Napoca, 2003. p. 15–45. (in English).
Nastasă, L., 2014, Avatarurile unei universități maghiare la Cluj, Annals of the University of Bucharest, Political science series, № 16, p. 71–98. (in Romanian).
Pálfy, Z., 2001, The Dislocated Transylvanian Hungarian Student Body and the Process of Hungarian Nation-Building after 1918, Nation-building and Contested Identities: Romanian and Hungarian Case-Studies, Budapest, p. 179–196. (in English).
Pálfy, Z., 2007, Ethnically based enrollment patterns at the University of Cluj/Kolozsvár, 1900 – 1944, Hungarian Studies 21, № 1-2, p. 135–154. (in English).
Scurtu, I., Otu, P., 2003, Istoria românilor, Vol VIII. Romania Intregita (1918 – 1940), București: Editura Enciclopedică, 778 p. (in Romanian).
Sigmirean, C., 1999, Efforts to Create a Romanian System of Higher Education in Transylvania (1848 – 1872), University and Society. A History of Higher Education in Cluj in the 20th Century, Cluj-Napoca, p. 21–38. (in English).
Sigmirean, C., 2014, Romanians from Transylvania and Higher Education in the first Half of Nineteenth Century, Annals of the University of Bucharest, Political science series, № 16, p. 99–111. (in English).
Tóth, Sz., 2018, Cluj and the University During World War I, Transylvanian Journal of Multidisciplinary Research in Humanities, Vol. XXIII, №. 1, p. 51–71, DOI: https://doi.org/10.26424/philobib.2018.23.1.03. (in English).
Zhigal, I. V., 2017, K voprosu ob integracii Transil'vanii v sostav Korolevstva Rumyniya (1918 – 1938-e gg.) [On the question of the integration of Transylvania into the Kingdom of Romania (1918 – 1938)], Gumanіtarna-ekanamіchny vesnіk, № 3-4, s. 85–88. (in Russian).
##submission.downloads##
Як цитувати
Номер
Розділ
Ліцензія
Це журнал із відкритим доступом, що означає, що весь вміст є у вільному доступі користувачеві або його установі безкоштовно. Користувачам дозволяється читати, завантажувати, копіювати, розповсюджувати, друкувати, шукати або посилатись на повні тексти статей, або використовувати їх у будь-яких інших законних цілях, не вимагаючи попереднього дозволу видавця чи автора. Це відповідає визначенню BOAI щодо відкритого доступу.