DOI: https://doi.org/10.24144/2523-4498.2(41).2019.185157

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МИНСКОГО БЕЛОРУССКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА В 1920-е гг. СКВОЗЬ ПРИЗМУ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВЕТСКОЙ БЕЛАРУСИ

Oleg Kazak

Анотація


В статье рассматривается малоизученная в белорусской историографии проблема подготовки педагогических кадров среднего звена в Минске в 1920-е гг. Проанализированы впервые введенные в научный оборот материалы Национального архива Республики Беларусь, мемуарная литература. Цель статьи – выявление на основе впервые введенных в научный оборот документов сущностных характеристик деятельности Минского Белорусского педагогического техникума в контексте общественно-политической, социально-экономической, национально-культурной жизни БССР 1920-х гг. В работе были использованы следующие методы: историко-генетический (рассмотрены особенности функционирования техникума на различных этапах его становления и развития), историко-системный (учреждение образования рассматривается как сложная система, на функционирование различных элементов которой оказывали влияние экономическая и национально-культурная политика Советской Беларуси), метод контент-анализа (были отмечены наиболее часто встречавшиеся в документах смысловые конструкции, а затем произведена интерпретация результатов). Отмечается особая роль Минского Белорусского педагогического техникума в деле подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных работодателями республики, а также место учебного заведения в культурных и литературных процессах исследуемого периода. Подчеркивается, что, несмотря на сложности финансового и организационного характера, Минский Белорусский педагогический техникум был одним из ведущих гуманитарных учебных заведений своего времени. Учебное заведение являлось важным звеном в проведении государственной политики белорусизации. Изменение национального курса советских властей в конце 1920-х – 1930-е гг. отразилось на деятельности средних специальных педагогических учебных заведений Минска. Были ликвидированы многие положительные достижения белорусской культуры.


Ключові слова


Минский Белорусский педагогический техникум; национально-культурное развитие; белорусизация; образование.

Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Belorusskij gosudarstvennyj arhiv-muzej literatury i iskusstva (BGAMLiI) [Belarusian State Archive-Museum of Literature and Art – BSAMLA], f. 140, op. 2, d. 114, l. 1–13 (in Belarusian).

BGAMLiI [BSAMLA], f. 225, op. 1, d. 7, l. 1–2 ob. (in Belarusian).

BGAMLiI [BSAMLA], f. 569, op. 1, d. 7, l. 1–92 (in Belarusian).

BGAMLiI [BSAMLA], f. 569, op. 1, d. 7, l. 93–94 (in Belarusian).

Guzhalouski, A. A., 2017, Seksual’naja revaljucyja u Savjeckaj Bjelarusi: 1917–1929 gg. [Sexual revolution in Soviet Belarus], Minsk, 258 s. (in Belarusian).

Zhylunovich, Z., 1930. Nacyjanal-demakraty za «pracaj» [National Democrats at work], Asvjeta, № 12, s. 26–82 (in Belarusian).

Zapartyka, G., 2011 Asabisty arhiuny fond Antona Adamovicha u Bjelaruskim dzjarzhaunym arhivje-muzjei litaratury i mastactva [The personal archive fund of Anton Adamovich in the Belarusian State Archive-Museum of Literature and Art], Pra chas «Uzvyshsha»: materyjaly Uzvyshauskih chytannjau (2008–2010), Minsk, s. 194–201 (in Belarusian).

Kaspjarovich, A. M., Kaspjarovich, N. U, 2009. Razviccjo sjarednjaj spjecyjal’naj pjedagagichnaj adukacyi u Savjeckaj Bjelarusi u 20-h gg. XX stagoddzja [The development of secondary specialized teacher education in Soviet Belarus in the 20s of the XX century], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka: istorija i sovremennost', Minsk, s. 35–36 (in Belarusian).

Korol', A. D., 2019, Intellektual'naja jelita Belarusi. Osnovopolozhniki belorusskoj nauki i vysshego obrazovanija (1919–1961) [The intellectual elite of Belarus. The Founders of Belarusian science and higher education (1919–1961)], Minsk, 335 s. (in Russian).

Luzhanin, M., 1982, Sustrechy [Gatherings], Minsk, 109 s. (in Belarusian).

Marakou, L., 2004, Represavanyja litaratary, navukowcy, rabotniki asvjety, gramadskija i kul’turnyja dzjejachy Bjelarusi. 1794–1991: Encyklapjedychny davjednik [Repressed literary men, scientists, educators and cultural figures of Belarus. 1794–1991: Encyclopedic Reference], t. 3, kn. 1, Minsk, 534 s. (in Belarusian).

Nacional'nyj arhiv Respubliki Belarus' (NARB) [National Archives of the Republic of Belarus – NARB], f. 4p, op. 1, d. 3521, l. 32–50 (in Belarusian).

NARB, f. 4p, op. 1, d. 3521, l. 319–323 (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1200, l. 6–22 (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1204, l 27–29 ob. (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1430, l. 14–20 (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1430, l. 22 – 23 (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1430, l. 62–62 ob. (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d 1430, l. 64–83 (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1430, l. 126–126 ob. (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1430, l. 154–154 ob. (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1430, l. 160–172 (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1449, l. 2–4 ob. (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1684, l. 388–389 ob. (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1888, l. 37–40 (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1888, l. 113–117 ob. (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1888, l. 232 (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1888, l. 234 (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 1, d. 1908, l. 4–5 об. (in Belarusian).

NARB, f. 42, op. 3, d. 360, l. 6–8 (in Belarusian).

Rezaljucyja ab agul’nym stanovishchy i mjetadah arganizacyi pjedagagichnaj asvjety [Resolution on the general situation and methods of the organizing teacher education], 1929, Asvjeta, № 1, s. 81–84 (in Belarusian).

Rezaljucyja pa dakladu ab sistemje pjedpraktykumu w pjedtehnikumje [Resolution on the report on the system of pedagogical practice in the pedagogical college], 1929, Asvjeta, № 1, s. 78–80 (in Belarusian).

Sjan’kjevich, G.R., 1993. NarodnaJa adukacyja i pjedagagichnaja navuka u Bjelarusi (1917–1945 gg.) [Public education and pedagogical science in Belarus (1917–1945)], Minsk, 495 s. (in Belarusian).


Пристатейна бібліографія ГОСТ


Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства (БГАМЛиИ), ф. 140, оп. 2, д. 114, л. 1–13.

 

БГАМЛиИ, ф. 225, оп. 1, д. 7, л. 1–2 об.

 

БГАМЛиИ, ф. 569, оп. 1, д. 7, л. 1–92.

 

БГАМЛиИ, ф. 569, оп. 1, д. 7, л. 93–94.

 

Гужалоўскі, А. А., 2017. Сэксуальная рэвалюцыя ў Савецкай Беларусі: 1917–1929 гг., Мінск, 258 с.

 

Жылуновіч, З., 1930. Нацыянал-дэмакраты за «працай», Асвета, № 12, с. 26–82.

 

Запартыка, Г., 2011. Асабісты архіўны фонд Антона Адамовіча ў Беларускім дзяржаўным архіве-музеі літаратуры і мастацтва, Пра час «Узвышша»: матэрыялы Узвышаўскіх чытанняў (2008–2010), Мінск, с. 194–201.

 

Каспяровіч, А. М., Каспяровіч, Н. У, 2009. Развіццё свярэдняй спецыяльнай педагагічнай адукацыі ў Савецкай Беларусі ў 20-х гг. ХХ стагоддзя, Педагогическое образование и наука: история и современность, Минск, с. 35–36.

 

Король, А. Д., 2019. Интеллектуальная элита Беларуси. Основоположники белорусской науки и высшего образования (1919–1961), Минск, 335 с.

 

Лужанін, М., 1982. Сустрэчы, Мінск, 109 с.

 

Маракоў, Л., 2004. Рэпрэсаваныя літаратары, навукоўцы, работнікі асветы, грамадскія і культурныя дзеячы Беларусі. 1794–1991: Энцыклапедычны даведнік, т. 3, кн. 1, Мінск, 534 с.

 

Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ), ф. 4п, оп. 1, д. 3521, л. 32–50.

 

НАРБ, ф. 4п, оп. 1, д. 3521, л. 319–323.

 

НАРБ, ф. 42, оп. 1, д. 1200, л. 6–22.

 

НАРБ, ф. 42, оп. 1, д. 1204, л. 27–29 об.

 

НАРБ, ф. 42, оп. 1, д. 1430, л. 14–20.

 

НАРБ, ф. 42, оп. 1, д. 1430, л. 22 – 23.

 

НАРБ, ф. 42, оп. 1, д. 1430, л. 62–62 об.

 

НАРБ, ф. 42, оп. 1, д. 1430, л. 64–83.

 

НАРБ, ф. 42, оп. 1, д. 1430, л. 126–126 об.

 

НАРБ, ф. 42, оп. 1, д. 1430, л. 154–154 об.

 

НАРБ, ф. 42, оп. 1, д. 1430, л. 160–172.

 

НАРБ, ф. 42, оп. 1, д. 1449, л. 2–4 об.

 

НАРБ, ф. 42, оп. 1, д. 1684, л. 388–389 об.

 

НАРБ, ф. 42, оп. 1, д. 1888, л. 37–40.

 

НАРБ, ф. 42, оп. 1, д. 1888, л. 113–117 об.

 

НАРБ, ф. 42, оп. 1, д. 1888, л. 232.

 

НАРБ, ф. 42, оп. 1, д. 1888, л. 234.

 

НАРБ, ф. 42, оп. 1, д. 1908, л. 4–5 об.

 

НАРБ, ф. 42, оп. 3, д. 360, л. 6–8.

 

Рэзалюцыя аб агульным становішчы і метадах арганізацыі педагагічнай асветы, 1929, Асвета, № 1, с. 81–84.

 

Рэзалюцыя па дакладу аб сістэме педпрактыкуму ў педтэхнікуме, 1929, Асвета, № 1, с. 78–80.

 

Сянькевіч, Г. Р., 1993. Народная адукацыя і педагагічная навука ў Беларусі (1917–1945 гг.), Мінск, 495 с.



Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.


Свідоцтво про державну реєстрацію: серія КВ № 7972 від 9 жовтня 2003 р. Наказом Міністерства освіти і науки України збірник включено до КАТЕГОРІЇ «Б» Переліку наукових фахових видань України, в яких можуть публікуватися результати дисертаційних робіт на здобуття наукових ступенів доктора і кандидата наук у галузі «ІСТОРИЧНІ НАУКИ» (Наказ МОН України № 1301 від 15.10.2019 р., додаток 8). Періодичність: два рази на рік. Мова публікацій: українська, російська, англійська. Засновник: Державний вищий навчальний заклад «Ужгородський національний університет». Адреса: пл. Народна 3, м. Ужгород, Україна, 88000 Телефон: +380506928781 E-mail: jurij.danilec@uzhnu.edu.ua. ISSN: 2523-4498